Управление запасами – важная задача любого предприятия, особенно торгового, особенно с разветвленной сетью розничных точек. Для обеспечения высокого уровня продаж необходимо поддерживать высокий уровень наличия товаров (низкий не позволит получить максимально возможную прибыль). Но высокий уровень запасов потребует замораживания значительных средств.
Содержание:
Обычный метод управления
Программа управления запасами WA SCM
Основные возможности программы
Внедрение ПО
Калькулятор выгоды
Варианты поставки WA SCM
Решение этого вопроса в каждый момент времени практически решает судьбу компании — получит оно сегодня прибыль или нет; будет жить через полгода или закроется, как 95% неудачных стартапов. Поэтому вопросами что заказывать, где, когда и в каких объемах, занимается самый квалифицированный персонал, а иногда даже и директор.
Это отнимает массу времени и энергии, но, к сожалению, не гарантирует успеха. Рассмотрим методы управления запасами.
Обычный метод управления запасами
- Прогнозировать потребности в запасах на определенный период;
- Учитывать изменение потребительских предпочтений;
- Принимать решения о вводе новинок;
- Принимать решение о выводе из ассортимента плохо продающих товаров;
- Определять оптимальные размеры запасов;
- Определять интервалы времени между заказами;
- Контролировать продажи и текущие запасы;
- Контролировать заказы в пути.
Когда номенклатура исчисляется десятками (максимум, сотнями), это можно делать вручную. Опытный менеджер допустит всего несколько незначительных ошибок (абсолютно верного решения все равно нет).
Ассортимент среднего размера оптовой компании составляет тысячи позиций, обработать их вручную в режиме реального времени уже становится проблематично. Возрастают требования к персоналу, растет его количество, а также зависимость компании от компетенции работников.
На большинстве предприятий для управления запасами используется опыт менеджеров по снабжению, которые на основании объема потребления в прошлом периоде пытаются прогнозировать будущий спрос. Они стремится к тому, чтобы график пополнения запасов на складе был как можно ближе к идеальному:
При большом ассортименте, при наличии нескольких розничных точек и поставщиков, фокуса внимания хватает только на ограниченное количество ходовых позиций. Как следствие – отклонения от прогнозируемых величин нарастают, возникает дефицит и излишки. Т.е. замороженные средства, которые требуют все большего места на складе. Если сюда еще прибавить человеческий фактор (личные предпочтения менеджера, а не покупателей!, ограниченность внимания и т.д.), то в итоге реальный график выглядит чаще всего так:
Т.е. иногда запасы существенно превышают плановый уровень, иногда падают до нуля. Время пополнения – колеблется. Доля неликвидов на складах легко может достигать 50%.
Даже незначительные отклонения существенно вредят бизнесу. Их устранение способно увеличить вашу прибыль на 200% ! Это фантастическая цифра, но она вполне реальна. На видео показано, из чего она складывается.
Производственные предприятия имеют такие же проблемы, что и торговые. И в снабжении сырьем и материалами, и в дистрибуции готовой продукции, и в логистике внутри производства. Любому мастеру участка сборки привычна ситуация, когда на финальном этапе сборки части деталей не хватает. Половину своего времени и усилий он тратит на поиск деталей.
Программа управления запасами WA SCM
Обеспечить достаточный уровень наличия без излишков невозможно, если применяется ручной метод управления запасами, особенно, основанный на прогнозах. Но люди – это только люди. Когда они ограничены в оборотных средствах и получают противоречащие друг другу требования от покупателей и руководства, они могут выбрать неправильные приоритеты. Они могут забывать, лениться, заболеть, в конце концов. При большой номенклатуре товаров значительный вклад в продажи может вносить так называемый “длинный хвост”, на который всегда смотрят скептически.
Поэтому при традиционных методах управления запасами в больших системах рост суммарной ошибки – объективно существующая реальность!
Программа управления запасами WA SCM успешно решает задачу управления запасами и поставками, обеспечивая необходимый уровень наличия без излишков.
Алгоритмы WA SCM опираются на фактические данные по потреблению, они основаны на Теории ограничений систем Голдратта и доработаны с учетом нашего многолетнего опыта по управлению закупками и запасами товаров многих товарных категорий.
Подробнее о Теории ограничений систем и ее подходе к управлению запасами вы можете прочитать здесь.
Основные возможности программы WA SCM
Методы управления запасами по WA SCM, опираясь на фактические данные по потреблению, определяют необходимые уровни запасов, время и объем заказов исходя из структуры потребления товаров в каждой точке продаж.
WA SCM также определяет самые высокооборачиваемые позиции ассортимента для отдельных розничных магазинов, присваивает этим товарам более высокий приоритет и добивается их обязательного наличия в точках продаж, т.к. это напрямую влияет на увеличение оборота и прибыли компании.
Внедрение нашего подхода вместе с WA SCM помогает снизить складские запасы в каждой точке до возможного минимума, не уменьшая уровня продаж. Это сохраняет оборотные средства предприятия, позволяет расширить ассортимент, уменьшить затраты на хранение. С таким помощником как WA SCM менеджеры реже ошибаются, ведь программа сама реагирует на рыночные тенденции — изменение спроса вследствие сезонности, или изменение потребительских предпочтений.
В условиях дефицита оборотных средств, программа WA SCM подскажет, запас каких товарных позиций можно не пополнять (и какое время) без существенного влияния на прибыль. Баланс запасов и закупок можно изменить как в сторону гарантированного наличия, так и в сторону экономии оборотных средств.
WA SCM обеспечивает легкую настройку на любой тип товаров: высоко- и низкооборачиваемые, “скоропорт”, модные новинки, товары с малым сроком жизни и другие.
При использовании программы WA SCM в бОльшей части работы по управлению закупками и запасами исключается человеческий фактор, появляются четкие численные показатели состояния запасов компании — излишков и дефицита, а также критерии качества управления запасами.
При этом кардинально снижаются требования к персоналу, управляющему закупками. В нашей практике был случай, когда после внедрения описанного подхода закупку товаров обеспечивал персонал уровня секретаря, требуя внимания со стороны руководства только в исключительных случаях. До внедрения этим полностью занимался коммерческий директор.
WA SCM универсальна, она может обеспечивать работу дистрибуционной сети любого размера от одной до ста и более точек продаж и складов.
Внедрение
Внедрение WA SCM в бизнес-процесс оптовой компании, которая входит в четверку крупнейших дистрибуторов России по некоторым видам отделочных товаров, привело к потрясающим результатам:
- дефицит уменьшился на 10%, а уровень доступности товаров вырос до 95%;
- это привело к увеличению продаж на 30%;
- при этом уровень запасов снизился в 2 раза.
- Увеличение уровня продаж до 50%,
- Рост прибыли до 200%,
- Сокращение запасов на складах и в точках продаж до 30%.
Опытные логисты освобождаются от рутинной работы, они могут применить свои знания и навыки с большей отдачей.
Калькулятор выгоды
Чтобы показать, как работает WA SCM, мы разработали упрощенный калькулятор расчета эффекта от внедрения нашей программы. Он наглядно показывает зависимость между уровнем дефицита, продажами и прибылью компании.
Варианты поставки WA SCM
В своих расчетах WA SCM опирается на данные о запасах в том формате, который используется в компании в настоящее время. Для работы с разнообразными форматами данных программа WA SCM выполнена в 2-х вариантах — как облачный сервис и как модуль для 1С. Облачная версия может интегрироваться практически с любым программным обеспечением, работающим в компании, поэтому вам не надо будет обучать персонал и менять его привычки. Тем, у кого данные о запасах хранятся в 1С, будет проще использовать модуль к 1С.
Затрудняетесь с выбором? Мы поможем Вам с выбором тарифного плана и внедрением.